Усердно занимаясь в
ней копированием мастерских пейзажей, Тернер познакомился с другим
акварелистом, Д. Р. Козенсом (1752—1799), еще раньше Джиртина стремившегося к
сочности письма и к силе красок и любившего воспроизводить поразительные
эффекты воздуха и освещения. Советы Козенса имели огромное влияние на
развитие таланта Т. в том направлении, в котором он работал потом. В 1789 г.
он постудил в ученики Королевской акад., а через год после того, будучи всего
15-ти лет от роду, явился на ее выставке с акварелью "Вид Ламбертовского
дворца". С этого времени издатели альбомов и кипсеков, бывших тогда в
большой моде, стали обращаться к нему с заказами для них рисунков,
изображающих преимущественно города и красивые местности Англии. Это побудило
его к поездкам в разные пункты Миттерленда, Уэльского княжества и южного
берега Йоркшира. В 1793 г. Тернер выставил в Академии первую свою работу
масляными красками, картину "Шквал", за которою следовали на
академических выставках другие две: "Рыбаки на море" в 1796 г. и
"Восход солнца" в 1797 г. В 1799 г. Тернер был избран в
сопричисленные к Академии, а в 1802 г. в ее действительные члены. Предприняв
в том же году впервые путешествие на континент, он посетил Францию, берега
Рейна и Швейцарию; в 1807 г. поступил в Лондонскую академию преподавателем
перспективы, изученной им в юности под руководством рисовальщика
архитектурных видов Т. Мольтона и архитектора Т. Гардвика, и около того же
времени приступил к продолжавшемуся двенадцать лет изданию "Liber
studiorum" — сборника офортов со своих пейзажных этюдов, вроде
"Liber veritatis" Клода Лоррена. Некоторые из гравюр, заключающихся
в этом издании, исполнены самим Тернером; они, равно как и все остальные,
свидетельствуют, что художник был удивительно восприимчив к впечатлениям
света и ставил себе главною задачею передачу разнообразной его игры. В 1812
г. Т. выстроил себе в Лондоне дом с галереей, в которой с тех пор была
постоянно открыта для публики выставка его произведений. Он трижды ездил в
Италию, в 1819, 1829 и 1840 гг. Несмотря на счастье, не перестававшее
улыбаться ему в течение всей его жизни, несмотря на доставшиеся ему в удел
известность и материальное благосостояние, он был угрюм, необщителен, резок в
обхождении, равнодушен ко всему, кроме своего искусства, слыл чудаком,
мизантропом и скрягою. Одною из его странностей было исчезать, не предупредив
никого, из дома и скрываться на несколько дней в небольшой грязной квартире в
глухой части Лондона. В одну из таких отлучек он и умер скоропостижно.
Значительную часть своего состояния, простиравшегося до 140000 фн.
стерлингов, Тернер завещал на благотворительные дела, а все непроданные
произведения свои (282 картины и свыше 18000 эскизов и этюдов) — Лондонской
национальной галерее. На счет оставленной им суммы основан при Королевской
академии фонд для выдачи пособий нуждающимся художникам и учреждена медаль
его имени, присуждаемая через каждые два года в награду за лучший из
пейзажей, представленных Академии.
Деятельность Тернера можно
разделить на три периода. Вначале, до 1805 г., он, видимо, находится под
влиянием Вильсона и голландских мастеров, а затем является удачным
подражателем Кл. Лоррена и Пуссена в области идеалистического пейзажа и
ставит себе задачею достигать ясности в композиции, рельефности с помощью
контраста между светом и тенями, прозрачности воздуха и законченности
исполнения. К этому первому периоду относятся его картины:
"Кораблекрушение" (1805), "Основание Карфагена" (1815),
"Восход солнца в тумане" (1807), "Язон", "Аполлон и
змей Пифон", "Дидона и Эней" (1814), "Разрушение
Карфагена" (1817) и др. С 1820 г., после поездки художника в Италию, в
его направлении происходит заметная перемена: он становится поклонником
полного света, избегает сильных теней, пристращается к чистым и ярким тонам,
особенно к пурпурному, голубому и оранжевому, и играет множеством их
переходов; в то же время его кисть делается более широкой и свободной. Как на
лучшие его работы в этой второй манере, можно указать на "Байский
залив" (1827) и на "Улисса, осмеивающего Полифема" (1829). В
последние двадцать лет жизни Тернера его страсть к эффектности освещения и к
силе красок растет все более и более; он смотрит на природу только как на
предлог для разыгрывания колоритных симфоний, создает изображения
необычайные, фантастические, в которых формы предметов едва обозначаются
пределами блестящих, то сильных, то деликатных красочных нюансов, приведенных
в чарующую гармонию; вместе с тем живопись Тернера становится крайне смелою и
пастозною, иногда чересчур эскизною и небрежною. Из картин, написанных им в
эти годы, особенно замечательны: "Въезд в Венецию с моря" (1843),
"The Great-Western-Railway" (железнодорожный поезд, мчащийся по
виадуку среди тумана, 1844), "Путешествие Чальд-Гарольда на
богомолье" (1832), "Бой корабля Temerarious" (1839) и
некоторые др. Фигуры в картинах Т., даже в тех, для которых он брал
исторические сюжеты, очень посредственны, но являются уместно и, не бросаясь
в глаза, содействуют общему эффекту композиции. Ср. Ch. Thornhury, "The life and correspondence
of William Turner" (2 т., Л., 1877), и J. Dafforne,
"The works of J.-M.-W. Turner" (Л., 1878)..