В 1960-е годы увлекся техникой
спонтанно-бессознательного рисования шариковыми ручками, называя эти
рисунки непереводимым неологизмом «hourloupe». Эти витиеватые, но
скупые по цвету графизмы определили его позднее творчество, включающее
и ряд монументально-декоративных и архитектурных работ, наиболее
известной из которых является его собственная «Вилла Фальбала»
(1971–1973), выстроенная в Периньи под Парижем из пластика. На
ретроспективе в нью-йоркском Музее С.Гуггенхейма (1973) представил свое
искусство на сцене при содействии музыкального театра «Куку Базар»:
танцоры выступали здесь среди фигур, исполненных в стиле «hourloupe».
Именно
Дюбюффе является основателем художественной концепции Art-Brut —
грубого искусства, в которой связал воедино примитивную реакцию плоти,
ничем не прикрытую жестокость и стремление к физическому уничтожению
жизни, проявившееся в охваченной военным пожаром Европе.
Он
начал коллекционировать работы примитивистов, душевнобольных и детей,
так как, подобно всем сюрреалистам, высоко ценил непосредственность их
подхода к творчеству. По мнению Дюбюффе, только этих людей можно было
считать истинными художниками; все остальные были слишком консервативны
и далеки от субъективизма, придающего человеку подлинную
индивидуальность. Он был убежден, что только грубая фактура, такая как
шлак, из которого он создавал свои скульптуры, в противопоставление
отшлифованным бронзам Пикассо, способна полностью выразить новый тип
жизненных отношений: отношений распада.
Из серии маленьких статуэток "de la vie precaire", шлак и корни |
Дюбюффе
любил поговорить на темы случайных находок материала, но при этом
преследовал строго определенные цели. Использование шлака в качестве
материла для скульптурных работ, стало его фирменным знаком. Процесс
очищения цивилизации от ненужного сора становится источником искусства,
которое могло возникнуть только из мусора.
Дюбюффе и еще
несколько художников старшего поколения, таких как Фрэнсис Бэкон и
Альберто Джакометти, стали кумирами нового поколения европейских
художников, восторгавшихся их способностью живо реагировать на перемены
в современном мире.
Дюбюффе разделил с Бэконом заслуженную
славу мастера изображения военного мнения с помощью грубых поверхностей
и примитивистских рисунков, на основе которых он создал философию
художественного направления, названного им арт-брют. "Брутальное"
использование масляной краски, зачастую смешанной с песком, и
неопрятная манера ее наложения на холст сформировали новый образ
человека.
В общей сложности художник создал около 10 000
работ, которые образуют однородные по стилю серии "серии" Дюбюффе. За
каждой из них он проводил иногда два года, а иногда 12 лет.
Среди
них: Женские тела (1950), "Маленькие картинки из крыльев бабочек"
(1953), "Маленькие статуи ненадежной жизни" (1954), Феномены" (1958),
"Ретроспектива Жана Дюбюффе" (1960-1961), цикл "Урлуп" (1967), "Театры
памяти" (1975-1978)
Работы Дюбюффе представлены в крупнейших
музеях мира, таких как Музей современного искусства г. Парижа, Фонд
Дюбюффе, Музей современного искусства Нью-Йорка, Музей ван Бенингена в
Роттердаме, Национальная галерея в Берлине.
Умер Дюбюффе в Париже 12 мая 1985.
Отсюда
+ссылки по теме.
Сайт журнала искусства аутсайдеров (англ.)
Сайт коллекции Ханса Принцхорна (нем.)
Подборка художников аутсайдеров из сообщества raw_vision