Геннадий Дмитриевич Епифанов, выдающийся советский
график, мастер иллюстрации, заслуженный деятель искусств РСФСР,
член-корреспондент Академии художеств СССР, профессор Ленинградского
института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина родился в
1900году в Ростове Великом.
Работал в Ростовском музее древностей (1922—1924).
Учился
на графическом факультете во ВХУТЕИНе в Ленинграде (1925-1930 гг.)
сначала на живописном факультете у Петрова-Водкина, а потом - на графическом у В.Д. Замирайло, Д.И. Митрохина, Конашевича, Кругликовой, Шиллинговского.
Посещал живописную студию А.И. Звонилкина (1883 – 1937), профессионального художника и прекрасного педагога, ученика Коровина по Строгановскому училищу.
По окончании института «в первых номерах» сотрудничает с многочисленными издательствами.
Епифанов
– участник международных выставок во Франции, Чехословакии, Греции,
Турции, Дании, Норвегии, Финляндии. В СССР в 1932 – 1940 годах
состоялось 9 коллективных выставок, на которых были представлены работы
мастера.
В
1941 – 1945 годах художник работает в «Боевом карандаше», трудится над
оформлением интерьеров и созданием экспозиции Военно-медицинского
музея.
В
послевоенные годы Епифанов возвращается к искусству иллюстрации. Альбом
гравюр «Ленинград. Виды города» (1953) закрепляет за ним славу «певца
старого Петербурга».
Пользовался различными графическими техниками — рисунком пером, ксилографией, обращался
к акварели , гуаши , сепии . Важной частью творческого наследия
Епифанова являются его натурные работы, исполненные кистью, пером,
карандашом, иногда слегка подкрашенные акварелью.
Выпустил альбом ксилографий, посвященный родному городу Ростову.
Оформлял
книги, выпускавшиеся издательством «Academia» и другими советскими
издаетельствами. Известен иллюстрациями к «Назидательным новеллам» М.
Сервантеса (1934), «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина (1947), « Королеве
Марго » А. Дюма (1952), « Одиссее » Гомера (1958), «Пиковой даме» А. С.
Пушкина (1966).
Профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
Персональные выставки состоялись в 1947 и 1972 гг. (в Ленинграде), в Праге (1959 и 1970 гг.), Брно (1959 г.).
Произведения художника находятся в ГРМ, ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Умер в 1985году в Ленинграде.
Гомер. ОДИССЕЯ.
Гомер. Одиссея.
Когда
в 1980-м году я перешел на третий курс графического факультета
Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, руководить мастерской книжной графики был приглашен восьмидесятилетний профессор Геннадий Дмитриевич Епифанов. Мы много слышали об этом живом классике, и с интересом и трепетом ждали его уроков. У него была замечательная внешность! Представьте
себе величественного, мощного, высоченного и благообразного старика,
почти лысого, с крупными чертами лица и большими руками кузнеца.
Впечатление несокрушимого величия усиливало то, что двигался он,
вследствие возраста, медленно, а жесты и мимика были предельно скупы. Своё знакомство с нами начал
он с критики современного искусства в целом и состояния института,
преподавания и преподавателей в частности. Повсюду, куда бы ни обращал
он свои взоры – вокруг было прискорбное падение художественного вкуса и развал работы. «Я
вижу вокруг одни серые стены, - говорил он своим тихим слабым голосом.
- Это ужасно. Ужасно»... Он страстно любил живопись Вламинка и русские
и японские лубочные картинки, которые считал безукоризненными по вкусу. У него была отличная коллекция этих картинок, он приносил их нам как драгоценности, раскладывал
на откидных витринках мастерской, и, в течение урока, мы любовались
ветхими виртуозными листами. Это было незабываемо!
Своими строгими и серьезными разборами наших работ, высокими требованиями к мастерству и культуре он быстро сбил с нас юношескую спесь и самовлюбленность. Он
искренне старался привить нам хороший вкус и, во всяком случае,
заставил ценить и уважать саму идею художественного вкуса и
аристократизма в искусстве.
А.С.Пушкин. Пиковая дама. Заставка.
А.С.Пушкин. Пиковая дама. Иллюстрация.
А.С.Пушкин. Пиковая дама. Заставка.
А.С.Пушкин. Пиковая дама. Иллюстрация. Фрагмент.
А.С.Пушкин. Пиковая дама. Иллюстрация.
В воспоминаниях выдающегося графика и каллиграфа Ильи Трофимовича Богдеско немало строк посвящено учителям мастера. Рискну привести небольшой отрывок о Г.Д.Епифанове.
«… Геннадий Дмитриевич Епифанов в оценках художественных качества студенческих работ казался … прямолинейным и категоричным.
Поначалу
он даже произвел впечатление излишне суховатого, сурового человека. Но
эта его оболочка таяла тотчас при виде добросовестного отношения к
делу. Чем лучше кому-либо из нас удавалось решить поставленную им
задачу, тем больше он усложнял следующее задание. Впрочем, ему трудно
было угодить, до такой степени высоки были его требования.
Он говорил:
-
Приступая к делу, каждый раз ставьте перед собой глобальную задачу.
Например: сделать свою работу лучше всех на курсе, лучше всех – в
институте, лучше всех – в Ленинграде, в стране, в мире. Конечно, вам
это, наверное, не удастся, но настроить себя на такое – совершенно
необходимо. Это повышает требовательность, дисциплинирует.
Я
впервые от него услышал, что существует большая разница между тем, что
мы видим в природе, и изображением на плоскости. Там – трехмерно, здесь
– двухмерно. Там мир во все стороны расширяется до бесконечности, здесь
он начинается и заканчивается в пределах листа. Бездумное
«срисовывание» с природы, простой перенос на плоскость увиденного -
неграмотно. Поэтому композицию надо строить по законам двухмерности.
Композиция «встраивается» в лист. Надо считаться с горизонталями и
вертикалями. Делая середину, надо видеть края. Если непонятно –
смотрите мастеров. Смотрите глубинно. Постоянно контролируйте себя. Не
надо работать с «чужой» руки. Мастеров смотрите, но не надо быть их
рабом. У каждого из нас – собственное восприятие. У них было свое, у
нас – свое. Старайтесь сохранить первое впечатление.
Его небольшая аккуратная двухкомнатная квартира напоминала маленький музей. … Здесь
было просторно, уютно, располагало к спокойствию. Вещи всё
безукоризненного вкуса. Ровно столько их, сколько нужно, чтобы стена
оставалась стеной, чтобы пол отражал свет, льющийся из окна. А на
стенах – ни больше, ни меньше – оригиналы: «Автопортрет» К. Брюллова,
прижизненный портрет Ломоносова неизвестного художника, эскизы французского художника…. к картине «Дуэль», греческая или римская мраморная голова, книжный шкаф
старинной работы с редкими книгами, большей частью монографиями великих
мастеров, и, наконец, в отличном состоянии полный комплект ампирной
мебели красного дерева – большой диван, стулья и овальный стол…
Сам
хозяин показался мне неотъемлемой частицей этого изысканнейшего
окружения, но в то же время – как-то проще, доступнее, чем в институте.
Я даже осмелел и попросил Геннадия Дмитриевича показать мне свои
гравюры. Так я впервые увидел его «Бедную Лизу», «Большие надежды»,
«Михайловский замок».
Он
непременно хотел услышать мое мнение. Я был в восторге. Особенно
нравилось, что при всей скрупулезности, графической точности штрихов,
сохранялась живость впечатления и какие-то, недоступные мне, строгость
и логика построения, конструкция, облаченная живой плотью – то, что
объяснить словами бывает невозможно, но что заставляет сердце щемиться
и переполняться восторгом».
Из иллюстраций к "Назидательным новеллам" М.Сервантеса.