В
1953 Раушенберг выставил «Стертый рисунок Де Кунинга» — рисунок Виллема
Де Кунинга, который Раушенберг стер. Он поднял вопрос о природе
искусства, дав возможность зрителю решать, может ли стертая работа
другого художника быть творческим актом, может ли быть эта работа
искусством только потому, что он, Раушенберг, стер её.
Он,
как и Пикассо в свое время, перепробовал все техники и стратегии
актуального искусства: занимался реди-мейдами, коллажами, ассамбляжами,
объектами, инсталляциями, иллюстрациями, перформансом, хореографией,
шелкографией, фотографией, видео, театральными декорациями, керамикой,
медиаартом, писал картины, фрески и даже музыку.
Под
влиянием дадаизма создавал коллажи и произведения так называемой
«комбинированной живописи», в которых абстракция объединена с
изображением предметов повседневного быта. Благодаря своему стремлению
увязать жизнь с искусством Раушенберг стал одним из провозвестников
американского поп-арта.
Раушенберг
был душой поп-артистской компании и легко находил общий язык с Джоном
Кейджем, Мерсом Каннингемом и Тришей Браун. Даже с Андреем
Вознесенским: в 1960-х в Нью-Йорке они вместе упражнялись в конкретной
поэзии.
В
течение 1950-х в работах Раушенберга постепенно возрастало количество
реальных предметов – газетных фотографий, кусочков ткани, дерева,
консервных банок, травы, чучел животных – до тех пор, пока не
достигалось ощущение, что холст или вся композиция вот-вот прорвется в
какой-то другой мир, странно искаженную реальность.
Коллаж «Кровать» (1955) - настоящая кровать Раушенберга, забрызганная краской и поставленную вертикально
В
музее современного искусства в Стокгольме стоит одна из самых известных
его работ "Монограмма" концептуальным элементом которой стало чучело
ангорской козы
В
конце 50-х появились первые так называемые «переводные рисунки»:
коллажи фото из газет и рекламных плакатов, которые Раушенберг
переводил на белый лист в зеркальном отражении. В замысел Раушенберга
входило столкновение тривиальных, известных символов с художественными
элементами картин. Первый большой трафарет, в котором скомбинированы
символы американской жизни (парашютист, Джон Кеннеди), он создал в
начале 60-х.
В
1961 году Раушенберг послал телеграмму в Galerie Iris Clert, в которой
говорилось: «Это портрет Iris Clert, если я так утверждаю», в качестве
своего вклада в выставку портретов.
В
1964 году Раушенберг стал обладателем главного приза на биеннале в
Венеции. Это решение жюри вызвало бурную реакцию — Ватикан высказался
об «упадке культуры»
В
1969 Раушенберг по приглашению НАСА посетил Центр космических
исследований Кеннеди и создал после этого обширную серию из тридцати
трех литографий под общим названием «Окаменевшая Луна». Еще через год
он основал благотворительное учреждение для неимущих художников и
организовал дом-мастерскую на острове Каптива неподалеку от побережья
Флориды
BMW каждый год предоставляет одному художнику для росписи свой автомобиль.
Работа Раушенберга
Получил премию Грэмми за оформление ограниченного тиража альбома Speaking in Tongues группы Talking Heads.
В
1981 году начал эпохальное произведение, под которое отдан весь
"Гуггенхейм Музеум эт Эйс Гэллери" - "Четверть мили или две восьмых
мили": многосоставная работа, включает более 200 частей и рэди-мейдов
длиной около 400 м
И хотя раньше стоимость работ Раушенберга в
среднем не превышала одного миллиона долларов, в прошлом году его
«комбина» «Очень быстро» ушла за $14,6 млн.
откомпостировано здесь