Auth
Login:

Password:


Remember password
Registration

словарь сленга 80-х

26 марта 2009, 12:52
Автор: buster


Бутер-татуировочное. Кривая и не красиво исполненная татуировка. Часто оставляется коллекционерами олдскула в нетронутом виде, на память о прошлом.

Бычьё , Быки – крупного телосложения подкаченные боевики криминального мира низшего звена.Занимавшихся вымогательством и крышеванием кооператоров и фарцовщиков.

Винт, Винтить - свинчивать ситуация ареста , проверки документов и приема в милицию.

Волны, Трясучка, Геликоптер, Роботы, Электрики- обозначения для специфических танцевальных движений в брейке.

Выпасать, пасти- наблюдать выискивать. Часто использовалось по отношению к надзирающим органам и  уличному криминалитету уделявшего немалое внимание уличным субкультурам.

Гон, гонево, гонщик- Чрезмерная разговорчивость или  полумифические истории и притчи подросткового субкультурного мирка. Неотъемлемая часть сочинительства и жизнетворчества в мире взрослых обозначаемая как серьезная художественная литература. В большей степени связана с субкультурами 70-х и наркоманами различного периода. Основу гона составляли «телеги»(рассказы и бред) которые прогонялись при встречах в общении.

Гопота, гопники- махачи.

Дринч, дринчать – (от англ. Drink) выпивка, выпивать.

Дурка- психонервологический диспансер (ПНД) или больница, где проходили обследование и самоидентификацию как безнадежно больные, так и безнадежно нестандартные люди изъятые из осыпающейся советской действительности.

Зашуганность( от шуга- страх) –  боязливый, напуганный.

ирокезные , махавок –  панк рокерская прическа с характерным для индейских племен Америки гребнем, взятая на вооружение субкультурами в начале 80-х.

Каэспешники- от КСП(клуб самодеятельной песни- легализованный полудиссидентский песенный туризм  по аналогу с зарубежными фольками и бойскаутами). К. в силу своей однотипности и бардовской  ролмантической лирики стал нарицательным для обозначения зарождающейся рок-эстрады.

Квартирники-  самодеятельные концерты неформальных артистов проводимые на квартирах. Специфическое действие помимо полуаккустического звучания усиливалось эффектом отсутствия барьера сцены между исполнителем и слушателем.

Комса- пренебрежительное обозначение представителей комсомольских организаций 80-х , проворовавшихся на сборах членских  взносов и распределениях системных возможностях  и туристических путевок. Позднее был интерполирован на всех активистов формальных организаций. Особую неприязнь вызывали комсомольцы-оперативники занятые на фронте головомойства и третирования  тунеядцев и маргиналов. При этом стоит отметить и вполне вменяемых кадров искренне интересовавшихся молодежными делами и пытавшихся в рамках структур содействовать творческой самодеятельности. Таких обозначали как «продвинутых комсюков».

Конторские, серые пиджаки-  внештатные сотрудники милиции, оперативники и работники спецслужб, носившие однотипную одежду. Более развитые формы одежды носили комсомольцы-оперативники и «добровольные народные дружины» ДНД куда привлекали пенсионеров и студентов.

Ксива-  заимствованный из уголовного сленга термин К. обозначал  паспорт или иное  удостоверение личности . В  среде хиппи, часто  перемещавшихся и подвергавшихся проверке документов, появился и специальный нашейный туристический обозначаемый ксивником.

Лабухи, лабать- музыканты, исполнители песен на заказ в злачных местах, отличавшихся широким диапазоном знаний песенного репертуара, крепкой игрой на музыкальных инструментах и отличительным дресс- кодом в виде ярких и добротных пиджаков иностранного производства. В перестроечный период это термин интерполировался на профессиональных исполнителей ринувшихся в рок-движение в поисках корысти и аплодисментов.

Лейбак – лейбл какого либо бренда, по которому атрибутировалась одежда. Иногда  звучало как «чекушка» и использовалась в дресскоде отдельно от аутентичной вещи. Отсутствие Л. снимало пошлины при транзите иностранной вещи через границу, а иногда срезанием подобного фетиша подчеркивалось пренебрежительное отношение к «брендовости» вещей в целом.

«Любера», «ждань», «лыткаринцы», «совхозмосковские», «подольские», «набережные челны», «казань», «ломпасники», «коммунары»- молодежные группировки  столичных пригородов и загородов проявившиеся  агрессивными наездами в столицы и подключавшиеся к социальному прессингу на неформалов и модников. Изначально имеющие прототип в виде городских жиганских и гоп-образований и специфический дресс-код, это «подмосковное братство» под общим самоназванием «любера»  и псевдо патриотическим и культуристическим  флёром оккупировало  центральные московские злачные места, вокзалы и места отдыха на период 1987-89 гг. Дресскод был различным и менялся в рамках моды и регионов.

Маза- поддержка , солидарность, в карточной игре ставка и ее увеличение (подмазать). В перестроечный период приобрело значение  возможности.( пр. есть маза пройти на концерт). И противоположное, в виде  неудачного  исхода, бесперспективности, без мазы или безмазовый (никчемный)человек..

Мажор- уголовн. хорошо, успешно, нормально. Расширительно  применялся к фарцовщикам всех мастей, но в перестроечный период, особенно в Москве, обозначал вполне конкретную прослойку детей партноменклотуры и зажиточных горожан  бравировавшей своей успешностью. М. так же занимались перепродажей дефицитных товаров и праздным времяпровождением, в субкультурной среде  не пользовались уважением. Часто М. использовались  как синоним  ругательства и насмешки.

Ньювейв, ньювейвер, волновик- новое течение связанное как с электронной музыкой, так и с проявлением в молодежной дискотечной моде 80-х. Изначально компилированное из вкуса разнонаправленной музыки этот термин не имел под собой четкого определения в виде стиля который подразумевал нечто яркое, необычное и самостоятельное. Под подобное определение попадали и брейкера и  попперы и даже стиляги 80-х.

Нычка , ныкать, заныкать- потайное место, прятать, зажать от кого что либо.

Олдовый- (от англ.old) пожилой  или бывалый представитель субкультур. Термин ведущий из системы хиппи, практиковавшей возрастную категоризацию.

Очкист- боязливый, человек с предполагаемыми недержанием мочи. Оскорбительное  или  ироническое выражение часто встречающееся в лексиконе в виде «очко играет», «очко на минусе».

Пионер - Ироничное обозначение  молодого  необстрелянного тусовщика  или новичка в субкультурном мире. Происхождение ведет из  среды системных хиппи 70-х,  где этот термин был принят и присутствовала градация в рамках возраста и опыта. В фестивальный период термин  утратил прямое назначение в силу взросления первой волны «пионеров».

Пласты- виниловые пластинки, основной объект предпринимательства в меломанском  мире.
П. имел свои градации в виде размеров, как например маленькая «сорокопятка» и в виде репринтов, произведенных как в Голландии, так и в странах соцлагеря, Югославии и Польше. Такие  п.назывались «печатками» и «последниками», вышедшие по следам только что прогремевших легально отпечатанных шлягеров. Термин «последник» так же интерполировался и на аудиозаписи, расцвет тиражирования которых пришелся на первую половину 80-х.

Погонялово, позывные – альтернативное кличкам обозначение,  принятое прозвище. В перестроечный период носившее характер как традиционный, по деяниям и особенностям характера, так и меломанский в виде принятия названий или части названий любимых зарубежных исполнителей. В крайней радикальной, часто панковской, форме прозвища давались в исковерканном и юмористическом ключе или носили устрашающе карикатурный характер.

Сейшен- термин из среды системы хиппи, обозначавшее выступление самодеятельных артистов. В постфестивальный период употреблялся как обозначение любых рок-концертов.

Сквот –захваченное артистическими и ли субкультурными коммунами пустующее здание, помещение или пространство. В перестроечный период вылившееся в массовое движение многих  советских городов. С.  стали очередным самостоятельным этажом для самодеятельных художников и музыкантов. В массе своей приезжих или  транзитных.

Репают – ( от сказочн. Репы) выдергивают с грядки, схватывают.

Стрит, стритовый  - (от англ.streat) улица , уличный

Стёб, стебаться- персмешничать , издеваться. В перестроечной культуре С.  занимал  основное место, был первичным во многих начинаниях и множественен в проявлениях, начиная с устного и музыкального творчества, заканчивая дресс-кодом и фольком. По большому счету, субкультуры многих периодов представляли собой «культуры стеба», выдерживая позиции социальной сатиры, высмеивая и выявляя  пороки и недостатки  обычного общества.

Телага, телогрейка- стеганная строительно-рабочая куртка, основной элемент дресскода гопников и жителей спальных районов 80-х.«Телогреешниками» так же называли не дресс-кодированных мото-рокеров, так же любивших гонять на спортивных мотоциклах в этих куртках пригодных на все случаи жизни, но дебильного покроя.

Толчок, толпа, куча – местьа сбора, как их называли в советские времена филофонистов( любители музыки).

Помимо прямых покупок и продаж коллекционерами совершались обмены «ченьджи» и «добивки», когда пополнение коллекций добивалось деньгами или чем то еще.Подобные места существовали во многих городах  Советского Союза.

Трасса, выйти на трассу- путешествия автостопом и на «сабаках»(электричках) в рамках системных вписок или просто ткнув пальцем в карту. Перемещение по таким трассам  требовало определенных навыков и знаний, в рамках системы хиппи выход на трассу считался зачетом для начинающих «пионеров» и неким послужным списком. Так же как и выезды на игры у фанатов. Выезд мог быть засчитан только если фанат действительно попадал на трибуну стадиона.

Тусить, тусоваться, туса , тусовка- посещение  в целях праздного времяпровождения или по неформальным интересам злачных и субкультурных мест.

Утюги, утюжить – группа выделившаяся из общей массы спекулянтов. Занимались уличными обменами «ченьджами» с иностранными туристами и коммерсантами, перепродажей одежды, валюты, антиквариата и меломанского и военного  мерчендайза. Начинающие утюги занимались обменом советских значков и мелкой атрибутики на вещи и жвачку, за что были прозваны «гамщиками»( от англ.  Bubble gum). В Ленинграде  и по сей день фарцовщиков и утюгов называют мажорами. Язык и микромир У. за несколько десятилетий оброс собственным самостоятельным сленгом и специальными рабочими терминами. Такими, к примеру, как «баклажан»-фунт стерлингов, «кИшки»- вещи, «шузы»- обувь, «алера»- итальянцы, «бундеса»- немцы и т.д.

Урел, урлово- термин далеких 60-х  смутного происхождения для обозначения народных масс и обычного населения СССР. По наиболее достоверной легенде ведет свое происхождение от англ. Ureal- мочевинный, с привычной сленговой игрой  игрой слов  в realunreal.  Так же имеет свое отображение  в криминальном сленге как урла- краденная вещь.

Фан, фанат, фанатеть – термин ведущий из околофутбольной среды совмещающий в себе и веселье и приверженность. В перестроечный период вместе с кадровым составом плавно интерполировался на рок-среду и меломанские субкультуры.

Фантик, фантики- пренебрежительное  обозначение  к ряженым  в субкультурный дресс-код, которых привлекает только внешняя оболочка  лайф стайлов.

Фарцовщик, фарца.- обобщенное название спекулянтов которые занимались скупкой, обменом и перепродажей дефицитных товаров, начиная от крупных партий промышленных изделий, заканчивая мелким привозом из-за границы и торговлей «из под полы и прилавков» в магазинах. Людей способных что-то выцепить из советской повседневности так же называли «крючками». В перестроечный период мелкой утюжкой и фарцовкой подпитывались практически все слои советского общества, студенчество и субкультуры.

Флэт, вписка, вписывать-( от англ. Flat  квартира ) Жилище способное принять субкультурный люд и вписать на постой на неопределенный срок. Изначально зародившийся как определение места вечеринок, Ф.в 70-е стал нарицательным для коммуникативных мест системы хиппи.

Флеши- татуировоч. Задумки и эскизы для татуирования, часто составлявшиеся  в тематические сеты для демонстрации тематики и возможностей клиентам.

Хаер – волосы, обычно длинные.В перестроечный период интерполировалось на любой тип прически и волос.

Хардкор- настоящий, правильный. Обозначение радикальных субкультурных направлений появившихся как реакция на соглашателство с официозом и «ненастоящие» стили, часто именуемые «пластмассовыми». Понимание которого докатилось до части советской молодежи уже в середине 80-х.

Хипстер- городской знаток, пройдоха. Термин из далеких 50-х, дошедший до советских реалий под самый закат СССР. Обозначал уже вполне взрослую бывалую категорию лиц, выросших из стилистических рамок, но остававшихся на модной волне и в рамках субкультурных коммуникаций. Такие  внестилевые и обособленные от каких либо  стилевых определений люди были и ранее, но не имели конкретного определения.

 


   
© 2006-2012. Kompost. Sitemap
Рейтинг@Mail.ru