Бутер-татуировочное.
Кривая и не красиво исполненная татуировка. Часто оставляется
коллекционерами олдскула в нетронутом виде, на память о прошлом.
Бычьё
, Быки – крупного телосложения подкаченные боевики криминального мира
низшего звена.Занимавшихся вымогательством и крышеванием кооператоров и
фарцовщиков.
Винт, Винтить - свинчивать ситуация ареста , проверки документов и приема в милицию.
Волны, Трясучка, Геликоптер, Роботы, Электрики- обозначения для специфических танцевальных движений в брейке.
Выпасать,
пасти- наблюдать выискивать. Часто использовалось по отношению к
надзирающим органам и уличному криминалитету уделявшего немалое
внимание уличным субкультурам.
Гон, гонево, гонщик- Чрезмерная
разговорчивость или полумифические истории и притчи подросткового
субкультурного мирка. Неотъемлемая часть сочинительства и
жизнетворчества в мире взрослых обозначаемая как серьезная
художественная литература. В большей степени связана с субкультурами
70-х и наркоманами различного периода. Основу гона составляли
«телеги»(рассказы и бред) которые прогонялись при встречах в общении.
Гопота, гопники- махачи.
Дринч, дринчать – (от англ. Drink) выпивка, выпивать.
Дурка-
психонервологический диспансер (ПНД) или больница, где проходили
обследование и самоидентификацию как безнадежно больные, так и
безнадежно нестандартные люди изъятые из осыпающейся советской
действительности.
Зашуганность( от шуга- страх) – боязливый, напуганный.
ирокезные
, махавок – панк рокерская прическа с характерным для индейских племен
Америки гребнем, взятая на вооружение субкультурами в начале 80-х.
Каэспешники-
от КСП(клуб самодеятельной песни- легализованный полудиссидентский
песенный туризм по аналогу с зарубежными фольками и бойскаутами). К. в
силу своей однотипности и бардовской ролмантической лирики стал
нарицательным для обозначения зарождающейся рок-эстрады.
Квартирники-
самодеятельные концерты неформальных артистов проводимые на квартирах.
Специфическое действие помимо полуаккустического звучания усиливалось
эффектом отсутствия барьера сцены между исполнителем и слушателем.
Комса-
пренебрежительное обозначение представителей комсомольских организаций
80-х , проворовавшихся на сборах членских взносов и распределениях
системных возможностях и туристических путевок. Позднее был
интерполирован на всех активистов формальных организаций. Особую
неприязнь вызывали комсомольцы-оперативники занятые на фронте
головомойства и третирования тунеядцев и маргиналов. При этом стоит
отметить и вполне вменяемых кадров искренне интересовавшихся
молодежными делами и пытавшихся в рамках структур содействовать
творческой самодеятельности. Таких обозначали как «продвинутых
комсюков».
Конторские, серые пиджаки- внештатные сотрудники
милиции, оперативники и работники спецслужб, носившие однотипную
одежду. Более развитые формы одежды носили комсомольцы-оперативники и
«добровольные народные дружины» ДНД куда привлекали пенсионеров и
студентов.
Ксива- заимствованный из уголовного сленга термин К.
обозначал паспорт или иное удостоверение личности . В среде хиппи,
часто перемещавшихся и подвергавшихся проверке документов, появился и
специальный нашейный туристический обозначаемый ксивником.
Лабухи,
лабать- музыканты, исполнители песен на заказ в злачных местах,
отличавшихся широким диапазоном знаний песенного репертуара, крепкой
игрой на музыкальных инструментах и отличительным дресс- кодом в виде
ярких и добротных пиджаков иностранного производства. В перестроечный
период это термин интерполировался на профессиональных исполнителей
ринувшихся в рок-движение в поисках корысти и аплодисментов.
Лейбак
– лейбл какого либо бренда, по которому атрибутировалась одежда.
Иногда звучало как «чекушка» и использовалась в дресскоде отдельно от
аутентичной вещи. Отсутствие Л. снимало пошлины при транзите
иностранной вещи через границу, а иногда срезанием подобного фетиша
подчеркивалось пренебрежительное отношение к «брендовости» вещей в
целом.
«Любера», «ждань», «лыткаринцы», «совхозмосковские»,
«подольские», «набережные челны», «казань», «ломпасники», «коммунары»-
молодежные группировки столичных пригородов и загородов проявившиеся
агрессивными наездами в столицы и подключавшиеся к социальному
прессингу на неформалов и модников. Изначально имеющие прототип в виде
городских жиганских и гоп-образований и специфический дресс-код, это
«подмосковное братство» под общим самоназванием «любера» и псевдо
патриотическим и культуристическим флёром оккупировало центральные
московские злачные места, вокзалы и места отдыха на период 1987-89 гг.
Дресскод был различным и менялся в рамках моды и регионов.
Маза-
поддержка , солидарность, в карточной игре ставка и ее увеличение
(подмазать). В перестроечный период приобрело значение возможности.(
пр. есть маза пройти на концерт). И противоположное, в виде
неудачного исхода, бесперспективности, без мазы или безмазовый
(никчемный)человек..
Мажор- уголовн. хорошо, успешно, нормально.
Расширительно применялся к фарцовщикам всех мастей, но в перестроечный
период, особенно в Москве, обозначал вполне конкретную прослойку детей
партноменклотуры и зажиточных горожан бравировавшей своей успешностью.
М. так же занимались перепродажей дефицитных товаров и праздным
времяпровождением, в субкультурной среде не пользовались уважением.
Часто М. использовались как синоним ругательства и насмешки.
Ньювейв,
ньювейвер, волновик- новое течение связанное как с электронной музыкой,
так и с проявлением в молодежной дискотечной моде 80-х. Изначально
компилированное из вкуса разнонаправленной музыки этот термин не имел
под собой четкого определения в виде стиля который подразумевал нечто
яркое, необычное и самостоятельное. Под подобное определение попадали и
брейкера и попперы и даже стиляги 80-х.
Нычка , ныкать, заныкать- потайное место, прятать, зажать от кого что либо.
Олдовый-
(от англ.old) пожилой или бывалый представитель субкультур. Термин
ведущий из системы хиппи, практиковавшей возрастную категоризацию.
Очкист-
боязливый, человек с предполагаемыми недержанием мочи. Оскорбительное
или ироническое выражение часто встречающееся в лексиконе в виде «очко
играет», «очко на минусе».
Пионер - Ироничное обозначение
молодого необстрелянного тусовщика или новичка в субкультурном мире.
Происхождение ведет из среды системных хиппи 70-х, где этот термин
был принят и присутствовала градация в рамках возраста и опыта. В
фестивальный период термин утратил прямое назначение в силу взросления
первой волны «пионеров».
Пласты- виниловые пластинки, основной объект предпринимательства в меломанском мире.
П.
имел свои градации в виде размеров, как например маленькая
«сорокопятка» и в виде репринтов, произведенных как в Голландии, так и
в странах соцлагеря, Югославии и Польше. Такие п.назывались
«печатками» и «последниками», вышедшие по следам только что
прогремевших легально отпечатанных шлягеров. Термин «последник» так же
интерполировался и на аудиозаписи, расцвет тиражирования которых
пришелся на первую половину 80-х.
Погонялово, позывные –
альтернативное кличкам обозначение, принятое прозвище. В перестроечный
период носившее характер как традиционный, по деяниям и особенностям
характера, так и меломанский в виде принятия названий или части
названий любимых зарубежных исполнителей. В крайней радикальной, часто
панковской, форме прозвища давались в исковерканном и юмористическом
ключе или носили устрашающе карикатурный характер.
Сейшен-
термин из среды системы хиппи, обозначавшее выступление самодеятельных
артистов. В постфестивальный период употреблялся как обозначение любых
рок-концертов.
Сквот –захваченное артистическими и ли
субкультурными коммунами пустующее здание, помещение или пространство.
В перестроечный период вылившееся в массовое движение многих советских
городов. С. стали очередным самостоятельным этажом для самодеятельных
художников и музыкантов. В массе своей приезжих или транзитных.
Репают – ( от сказочн. Репы) выдергивают с грядки, схватывают.
Стрит, стритовый - (от англ.streat) улица , уличный
Стёб,
стебаться- персмешничать , издеваться. В перестроечной культуре С.
занимал основное место, был первичным во многих начинаниях и
множественен в проявлениях, начиная с устного и музыкального
творчества, заканчивая дресс-кодом и фольком. По большому счету,
субкультуры многих периодов представляли собой «культуры стеба»,
выдерживая позиции социальной сатиры, высмеивая и выявляя пороки и
недостатки обычного общества.
Телага, телогрейка- стеганная
строительно-рабочая куртка, основной элемент дресскода гопников и
жителей спальных районов 80-х.«Телогреешниками» так же называли не
дресс-кодированных мото-рокеров, так же любивших гонять на спортивных
мотоциклах в этих куртках пригодных на все случаи жизни, но дебильного
покроя.
Толчок, толпа, куча – местьа сбора, как их называли в советские времена филофонистов( любители музыки).
Помимо
прямых покупок и продаж коллекционерами совершались обмены «ченьджи» и
«добивки», когда пополнение коллекций добивалось деньгами или чем то
еще.Подобные места существовали во многих городах Советского Союза.
Трасса,
выйти на трассу- путешествия автостопом и на «сабаках»(электричках) в
рамках системных вписок или просто ткнув пальцем в карту. Перемещение
по таким трассам требовало определенных навыков и знаний, в рамках
системы хиппи выход на трассу считался зачетом для начинающих
«пионеров» и неким послужным списком. Так же как и выезды на игры у
фанатов. Выезд мог быть засчитан только если фанат действительно
попадал на трибуну стадиона.
Тусить, тусоваться, туса , тусовка-
посещение в целях праздного времяпровождения или по неформальным
интересам злачных и субкультурных мест.
Утюги, утюжить – группа
выделившаяся из общей массы спекулянтов. Занимались уличными обменами
«ченьджами» с иностранными туристами и коммерсантами, перепродажей
одежды, валюты, антиквариата и меломанского и военного мерчендайза.
Начинающие утюги занимались обменом советских значков и мелкой
атрибутики на вещи и жвачку, за что были прозваны «гамщиками»( от
англ. Bubble gum). В Ленинграде и по сей день фарцовщиков и утюгов
называют мажорами. Язык и микромир У. за несколько десятилетий оброс
собственным самостоятельным сленгом и специальными рабочими терминами.
Такими, к примеру, как «баклажан»-фунт стерлингов, «кИшки»- вещи,
«шузы»- обувь, «алера»- итальянцы, «бундеса»- немцы и т.д.
Урел,
урлово- термин далеких 60-х смутного происхождения для обозначения
народных масс и обычного населения СССР. По наиболее достоверной
легенде ведет свое происхождение от англ. Ureal- мочевинный, с
привычной сленговой игрой игрой слов в realunreal. Так же имеет
свое отображение в криминальном сленге как урла- краденная вещь.
Фан,
фанат, фанатеть – термин ведущий из околофутбольной среды совмещающий в
себе и веселье и приверженность. В перестроечный период вместе с
кадровым составом плавно интерполировался на рок-среду и меломанские
субкультуры.
Фантик, фантики- пренебрежительное обозначение к
ряженым в субкультурный дресс-код, которых привлекает только внешняя
оболочка лайф стайлов.
Фарцовщик, фарца.- обобщенное название
спекулянтов которые занимались скупкой, обменом и перепродажей
дефицитных товаров, начиная от крупных партий промышленных изделий,
заканчивая мелким привозом из-за границы и торговлей «из под полы и
прилавков» в магазинах. Людей способных что-то выцепить из советской
повседневности так же называли «крючками». В перестроечный период
мелкой утюжкой и фарцовкой подпитывались практически все слои
советского общества, студенчество и субкультуры.
Флэт, вписка,
вписывать-( от англ. Flat квартира ) Жилище способное принять
субкультурный люд и вписать на постой на неопределенный срок.
Изначально зародившийся как определение места вечеринок, Ф.в 70-е стал
нарицательным для коммуникативных мест системы хиппи.
Флеши-
татуировоч. Задумки и эскизы для татуирования, часто составлявшиеся в
тематические сеты для демонстрации тематики и возможностей клиентам.
Хаер – волосы, обычно длинные.В перестроечный период интерполировалось на любой тип прически и волос.
Хардкор-
настоящий, правильный. Обозначение радикальных субкультурных
направлений появившихся как реакция на соглашателство с официозом и
«ненастоящие» стили, часто именуемые «пластмассовыми». Понимание
которого докатилось до части советской молодежи уже в середине 80-х.
Хипстер-
городской знаток, пройдоха. Термин из далеких 50-х, дошедший до
советских реалий под самый закат СССР. Обозначал уже вполне взрослую
бывалую категорию лиц, выросших из стилистических рамок, но
остававшихся на модной волне и в рамках субкультурных коммуникаций.
Такие внестилевые и обособленные от каких либо стилевых определений
люди были и ранее, но не имели конкретного определения.