Собственно «сквот», в общем понимании этого термина, - обычное
самозахваченное место, используемое под ночлег и проживание маргиналами разного
толка. И термин «сквоттинг» происхождением своим обязан далеко не художникам, а
маргиналам, которые, пользуясь ржавеющей бюрократической системой, заселяют
пустующие здания и живут там вплоть до выселения по суду.
Но начать экскурс в мир неформальных коммуникаций придется несколько с
иного. С самой формы самоорганизации художественной и интеллектуальной жизни в
условиях неудовлетворенности существующими институциями. Попросту говоря - с
тусовок и коммун.
Захват пустующих и ремонтируемых помещений начался непонятно когда, но факт
самозахвата с целью основания коммуны или творческих мастерских начал
практиковаться в период расцвета движения хипстеров. Хотя сами прототипы
подобных коммун, основанных на тяге к потустороннему и поиске форм,
альтернативных принятым в обществе, зародились даже не в конце 19-го века,
когда респектабельные дамы падали в обморок на спиритических сеансах в
европейских пансионатах Карловых Вар и Баден-Бадена. И не на кулуарных вещаниях
Алистера Кроули и госпожи Блаватской и сатанинских итальянских сборищах,
увлекавших Алешу Пешкова. И даже не в обществе «Помоги себе сам», из которого
дружными колоннами промаршировали униформированные повзрослевшие мистики
Германии.
Все, конечно же, зародилось гораздо раньше в виде религиозных и
философских общин, в том числе и первой христианской. А быть может и до того,
когда в доисторический период вокруг яркого лидера, отягощенного философской мыслью, сбивались толпы не
сильно удовлетворенных окружающим пейзажем последователей, - и так появлялись
первые коммуны критического или гностического толка.
В этом разделе находится не полный список сквотов андеграунда 80-х, но наиболее крупные и значимые с точки зрения сквоттерского движения и домашних галерей, образовавших в этот период отдельный этаж неформальных коммуникаций.
|