В начале года Фурманный покидает последняя группа деятелей и параллельно этому действию открывается первая московская фотогалерея «Школа». А во второй половине года (30 августа) - Центр современного искусства на Якиманке, начавший активную деятельность лишь со второй половины десятилетия. В целом с учетом обновления поколения художественных деятелей все вернулось на круги своя, как и 10 лет назад. Не уехавшие работать за границу, вписанные в официальные схемы художники далее продвигались персонально через формирующееся галерейно-выставочное пространство. Полуофициальнаые «self made»-коммуникации пробивались в рамках самостоятельных групп и сквотов. Столичная же артистическая жизнь слегка оживилась с приездом группы киевских художников. В Ленинграде дифференциация групп достигла своего предела, что в немалой степени сузило и без того достаточно тесный круг официально зафиксированных деятелей. В какой-то степени московско-питерские контакты поддерживались через околомузыкальную среду, но клубно-кулуарная жизнь в итоге сделала свое дело. И эти контакты истощились уже к середине 90-х. При этом на базе «Ленфильма» многие участники полуофициальных групп получают возможность снимать кино и анимацию, в результате чего выходит несколько параллельных лент и анимационных фильмов. В частности, в рамках неудавшегося курехинского проекта получился мультфильм «Стрела Амура». В этом же году проводится фестиваль подпольного искусства Санкт-Петербурга в Нанте, на котором присутствует «Популярная Механика». Выставка «Другое искусство», взявшая старт в 1990 году, была представлена в Третьяковской галерее на Крымском Валу, а затем в Русском музее. В Музее современного искусства Мехико проходит выставка «Новые художники из Ленинграда. 1989-1991», Галерея Фернандо Гамбоа. Другие официальные групповые выставки: «APT-ART INT», продлившийся до 1994 года (International exhibitions in Moscow apartments), Franz West, Heimo Zoebernik, "IRWIN"/ «Neu Slovenische Kunst», Haralampi Oroschakow, Edward Winkelhofer, Jak Sal, Rainer Granahl, «Leona» и другие.Москва. «Перспективы концептуализма», PS1 - Клок тауер, Нью-Йорк, США. «Современное советское искусство от оттепели до перестройки», Токио, Музей Сетегайя, 1991. «Русские и советские художники 70-80-х», Гонконг, Великобритания. «Геополитика», Ленинград, Музей Этнографии народов СССР. «Неоакадемизм», Музей Ленина, Ленинград. «Шествие охристых слонов», International Summer Theater Fest, Kampnagel, Гамбург, Германия. «Les Galleries du Theatre», Шербур, Франция. «Новое поколение». Музей им. Крамского. Воронеж «Современное советское искусство от оттепели до перестройки. Музей объекта», «Царицыно». «Чемпионы мира», Pori Art Museum, Финляндия. «Арт-миф»-IІ, Манеж, Москва. Сквоттерская жизнь, несмотря на отток творческих кадров в Москву, еще теплится в киевском сквоте «Парижская коммуна». Проводятся выставки: «Художники Парижской коммуны», Выставочный зал Союза художников Украины, и «Весенняя выставка», Центральный дом художников, Киев. Функционирует «Трехпрудный сквот», проводивший еженедельные творческие мероприятия. В 1991 году Сергей Ануфриев становится одним из основателей арт-группы «Облачная комиссия». Группа участвует в Венецианской биеннале, где ее представляет итальянская галерея «Спровьери». Юрий Лейдерман «выходит в отставку» с инспекторской должности и занимается сольной карьерой, а с 1993 года «старших инспекторов» снова стало трое: в состав группы вошел харьковчанин одесского происхождения Владимир Федор. Часть «Облачной комиссии» осела в сквоте на Петровском бульваре. В состав участников которого вошла группа «Север», Герман Виноградов, Алексей Тегин и Святослав Понамарев, Павел Лила, Алла Аловна, Александр Осадчий, Сергей Лысак, Таня Морозова, группа «Ла-Ре» и немалое количество представителей музыкальной и модной столичной молодежи. И в традициях самостоятельности середины 80-х карнавал искусств, обросший голландскими и немецкими совместными проектами, просуществовал вплоть до 96 года, когда сквот был стерт с лица города. На рубеже 80-х и 90-х годов ХХ века у нового здания ГТГ на Крымском Валу выстраивались длинные очереди: многие стремились увидеть персональные ретроспективы Кандинского, Малевича, Шагала и множества других «титанов авангарда». В рамках созданной галереи современного искусства Стаса Намина проводятся выставки Питера Макса в Москве (Академия искусства) и Санкт-Петербурга (Эрмитаж). В начале 90-х годов, после двух ударных «авангардных пятилеток», вплотную придвинувших местных деятелей к международному «стандарту» понимания современности, многие художники постсоветских стран оказались в новой идеологической и технологической реальности, лишившись реального влияния на переустройство общества, но задействованные в рамках уже новых политических реалий. Советский концептуализм вместе с утратой СССР лишился основной темы, его питавшей, и, оторвавшись от реалий, стремительно утратил современность, как и постсоветское общество в целом. И даже теория культурной реставрации и репрезентативного искусства, предложенная «ленинградскими академистами», в целом оказавшаяся жизнеспособной, постепенно утрачивала актуальность из-за отрыва от социума и отсутствия конкретной позиции. Изобразительный концепт постепенно уходит в технологическую область, проявляясь в медиа-арте и дизайне. Но это все происходит совсем в другой стране.
|