Год отмечен активным рок-н-ролльным сенокосом и окончательным расколом в музыкальных рядах на тех, кто хочет или может вписываться в официальные схемы, и тех, кто хочет остаться на кулуарном полупрофессиональном уровне, но при своей публике. Большинство состоявшихся как артисты групп разъезжают по стране, собирая полные залы. В отрыв от рок-лаборатории уходят «Черный Обелиск», «Тяжелый день», которые примыкают к ездящим в туры «Шаху», «Мастеру», «Круизу» и «Арии». Не отстают и звезды «комсомольских площадок», осваивая крупные залы и всяческое зарубежье. «Джунгли» и «Ва-Банк» едут в тур по Финляндии. В Финляндии на студии «Поларвокс» записывается англоязычный альбом «Ва-Банка». В том же году «Ва-Банк» выступает на фестивале «Миднайт Сан» в Норвегии. Осенью участвует в фестивале в пользу мемориала жертв сталинизма (Дубна). К концу года начинаются первые перетасовки в коллективах, склоки и распады групп во время или накануне туров. А андеграундная сцена к концу года формируется под флагом откровенной анархии. В феврале (17-го числа) кончает жизнь самоубийством Александр Башлачев, выбросившись из окна ленинградской квартиры на проспекте Кузнецова. Весной, 25 марта, в Москве и Ленинграде проходят концерты памяти Башлачева (в ЛРК и МАИ). В следующем месяце, 17 апреля, - Арт-рок-парад в ДК МЭЛЗ по случаю премьеры «Ассы».В Питере и других городах премьеры фильма также сопровождают рок-концерты, превращая премьеру в музыкальный тур. В апреле в Свердловске проводится первая «Металлопластика», на которой «Черный Обелиск» занимает по праву первое место. В это же время проводится второй Новосибирский рок-фестиваль (14-18 апреля) и очередной в Воронеже. В это же время группа «Мастер» дает 18 (!) аншлагов в свердловском дворце спорта. В ДК Горбуново проводится очередной «Фестиваль Надежд» с преобладающим количеством групп тяжелого звучания. Впервые на этой площадке пробуется «Э.С.Т.», а к концу года ассортимент лаборатории пополняется откровенной панковщиной в виде «Амнистии», «АНЧ» и «Провокации», являющейся по сути одноразовым проектом стеба, происходящего на рок-музыкальной арене. «Матросская тишина» также поддерживает этот вектор развития радикализации. Отчасти реабилитируется «Чудо-Юдо», выступающее в разных мелких ДК вместе с «НИИ Косметики», но «Уксус Бэнд» все еще в опале. Выступает редко, но с таким же резонансом.
Более гладко обстоят дела в Ленинграде, где музыкантам необязательно разрываться между жесткими условиями гастрольных туров и свободным творчеством, играя в свое удовольствие практически не подцензурно. Но даже при таких более мягких, чем в Москве, условиях и более раннем предоставлении площадки ЛРК под выступление «АУ» (которая в этом году была принята в рок-клуб).Группе «Народное ополчение», которую из-за громкого разбирательства с Алексом и КГБ и остросоциальных тем, рок-клуб традиционно сторонился еще больше, чем Панова, впервые предоставляется возможность выступить на этой сцене. При этом, легализовавшись, «ополченцы» тут же стали лауреатами бердянского «Рок-поп-шоу», а в следующем году возглавили «Хит-парад-89 Бориса Малышева» в телеобозрении «Поп-антенна». Многие группы начинают зарубежные гастроли и попадают под прицел иностранных камер. В городе, параллельно существующим образованиям на альтернативной площадке в ДК «Салют» и иных, получают возможность выступать набирающие обороты ленинградские рокабиллы, в недалеком будущем вылившиеся в проекты «Свинглерз» и «Минтрейторз». В ЛРК вступает «НОМ» и начинает активно гастролировать по стране и зарубежью. В ДК Нефтяников (24-26 июня) города Тюмени проводится первый и почти последний фестиваль при местном рок-клубе. Летом на «Звуковой дорожке-88» В ЦПКО Горького выступает «сборная солянка», в том числе и неорокабилльные группы Москвы. В этом же году не выдерживает и окончательно уходит из группы «Браво» Жанна Агузарова. Пресса, потерявшая певицу из поля зрения, пребывает в недоумении. А через несколько лет Жанна Хасановна всплывает в США вместе с Шумовым, работая над своими сольными проектами. «Коррозия металла» переходит из лаборатории в центр Стаса Намина, куда до них переместился практически весь «нью-вейверский состав» МРЛ. В Зеленом театре, где уже активно функционирует центр с 1 по 27 мая проводится фестиваль «Музыканты за мир», с 4 по 10 июля играют «Ва-Банк», «Черный Обелиск», «Мафия», «Тяжелый день», «Нюанс», «Звуки My», «Вежливый Отказ», «Легион» ,«Адаптер», «Э.С.Т.», группа Дмитрия Голубева («Тупые»), участвуют финнские коллективы «Сиелун Вельет» и «Зиро Найн». В конце лета в Прибалтике происходит достаточно значимое событие. В Таллин приезжает Джонни Лайдон в составе «P.I.L.» и выступает с «J.M.K.E.». Многие представители хардкоровского андеграунда, которые были предварительно оповещены, попросту восприняли эту информацию как утку, но на концерт выдвинулось достаточное количество людей с разных городов, чтобы посмотреть на живого деятеля панк-бунта 70-х, аналог которого разворачивался в этот период в СССР. В августе 88 года, в период гастролей по странам ближнего зарубежья и в преддверии выездов в Германию, промоутерское брожение в «хеви-металлической» среде приводит к кадровым перетасовкам в «Шахе», «Тяжелом дне» и «Черном Обелиске», в результате которых последний коллектив перестает существовать. Крупнов в составе «Шаха» едет в Германию. Летом советское население осчастливливают 2-месячным туром по СССР «Сюзи Кватро» с московским концертом 31 августа в «Лужниках». В начале осени в Вильнюсе проводится «Рок-форум-88».
В октябре года Антон Адосинский покидает активно гастролирующую «АвиА» и образует театр-студию «Дерево», которая тоже в недалеком будущем покинет родину, чтобы триумфально зашагать по Европе со своими черно-белыми перформансами. В этом же месяце (25-го числа) в Москве происходит первый коммерческий фестиваль «непродажной музыки» в Лужниках. Участвуют «ДДТ», «Кино», «Алиса», «Нате!», «Чайф», «Зоопарк», «Телевизор», Наумов, Рыженко, Градский, «АукцЫон», Макаревич. Совпресса, так же как и после концерта Дитера Болена в Ленинграде, реагирует статьей «Дикари» по поводу чуханизма и актов подросткового вандализма на стадионе и в округе. Самиздаты, пребывающие в своем околороковом бреду, защищают какой-то там свой андеграунд, даже не поняв, что именно подвыпившая маргинализированная студентня и птушники, вывалившие на улицы по окончанию массового социального прессинга, являются закономерными адептами этого культа. И что за подобный вид и поведение эта многотысячная группа поклонников всего и вся в будущем году будет обозначена субкультурами и меломанами «говнопанками». Шестого октября в ДК МАИ состоялся концерт «Мистер Твистер» и «Э.С.Т.», на котором впервые «Кино» под управлением Юрия Айзеншписа выступило в виде акустического Виктора Цоя. В конце осени (с 19 по 26 ноября) Москву посещает лучшая на тот момент европейская женская «команда» тяжелого звучания «Гёрлскул». После достаточного перерыва с иностранными представителями вида, качество исполнения и звук которых все уже успели оценить, концерт проходит в экзальтированном настроении. «Ария» совершает первые заграничные поездки. В ГДР участвует в фестивале «Рок за мир», в фестивале «Дни стены», затем дает десять концертов в Болгарии. «Ва-Банк» отправляется в скандинавский тур, а «Звуки Му» отправляются в Венгрию и участвуют в варшавском фестивале альтернативной рок-музыки «Морковка-88». добавка ниже в следующем посте
|