На этот же период приходится расцвет движения футбольных фанатов, обусловленного вниманием к клубной борьбе в советской премьер-лиге. И трагическими событиями 20 октября на стадионе «Лужники», когда из-за некорректной работы милиции и организации вывода огромной толпы фанатов за пределы стадиона через единственную узкую арку, где в давке погибло немалое количество болельщиков. По официальным данным, 62 человека. По неофициальным, более сотни трупов. Которые в стоячем положении обезумевшая толпа направленная в узкий проход вынесла, зажав между плечами. Ежегодно по стране совершаются выезды групп поддержки. Движение приобретает массовый всесоюзный масштаб, и начинается внутренняя дифференциация на «правых» и «левых» фанов (термин, закрепившийся за выездными поклонниками футбола). Немалую роль в пополнении рядов новых субкультур сыграла реформа образования, введшая институт профтехучилищ (сокращенно ПТУ), где скапливалась молодежь, не способная или не желающая развиваться в предложенных государством условиях. Пользуясь более мягкими требованиями обучения, эта категория лиц (получившая уничижительное прозвище «пэтэушник» - синоним недоучки - от более продвинутых сверстников) посвящала большее количество времени отрыву, хулиганству. И уже к середине 80-х сформировала свою собственную субкультуру - «телогреечников». Со всеми внешними атрибутами в виде телогреек и кирзовых подкованных сапог, спортивных шапочек, мохеровых и фанатских шарфов, завязанных поверх телогреек. Также формируется районный жаргон, отличный от неформального и уголовного. Именно эту категорию молодежи увековечивает Михаил Науменко в песне «Гопники - они мешают нам жить».
Начинается социальный прессинг со стороны ДНД, милиции и комсомольцев-оперативников на филофонистов и фарцовщиков, распространяющих зарубежные пластинки, аудиозаписи, вещи и журналы. Так же как преследование за внешний вид, ранее носившее вялотекущий характер и распространявшееся на длину волос до воротника рубашки и запрет на усы и бороды для обучающихся в высших вузах. После смерти Брежнева закрывается ряд молодежных кафе, в том числе и легендарная «Лира» на Пушкинской площади, а в кафе «Метелица» происходит первое серьезное столкновение между новой ДНД, пополненной ветеранами Афганистана, и модниками. Которых, вслед за повторным показом фильмов Ромма «Обыкновенный фашизм», «И все-таки я верю» и «Площадь Сан-Бабилла, 20 часов», называют не иначе как «фашисты» за обыкновение одеваться в кожаные плащи. Прессинг производит обратный эффект, и интерес ко всему радикальному только возрастает. Подростки в школах в знак протеста активно начинают брить головы наголо и выстригать «черти что».
|