В Баку и Вильнюсе проводятся первые рок-фестивали, на которых в основном представлены коллективы, играющие соц-арт-рок. Прогрессирует популярность урбанистического шансона, от Аркадия Северного до блатняка Вилли Токарева, и постмодернистских экспериментов Розенбаума, видимо, в пику легализованному КСП, на слетах которого представлен диапазон от романсов Вертинского до патриотической и туристической песни у костра. Художественный столичный андеграунд за весь этот период не проводил значимых акций, кроме нескольких выставок на Малой Грузинской. Понтюс Хюльтен проводит эпохальную выставку Москва-Париж в Пушкинском музее. Проводятся первые подпольные концерты группы тяжелого звучания «99%» в спортивном зале школы. Второй концерт состоялся в ДК «Красный Текстильщик».
Ленинград. В январе в ЛДМ прошла выставка художников нового поколения. Это были группа «Летопись» и С. Ковальский, Б. Митавский, А. Лоцман, В. Скроденис, В. Трофимов. Выставка закончилась скандалом из-за того, что администрация запретила встречу художников со зрителями и закрыла выставку на три дня раньше. После этого проходит серия квартирных выставок. Наиболее крупная и легендарная состоялась на квартире Н. Кононенко в доме на Бронницкой улице, который был расселен под капитальный ремонт. В выставке приняли участие 61 художник: Алена (В. Сергеева), Александров А., Афоничева А., Афоничев В., Богомолов Г., Богун Ю., Болмат Л., Вик (Забелин В.), Гаврильчик В., Герасименко В., Гиндпер Е., Гоосс В., Горяев А., Григорьев О., Григорьев С., Гуменюк Ф., Гуревич А., Дмитриев Е., Добротворский С., Духовлинов В., Емелина Е.; Жилина Н., Иванов И., Иванова Ю., Ковальский С., Козлов Е., Комарова С., Кошелохов Б., Кудряков Б., Курочкин В., Ларин В., Лоцман А.,
Манусов А., Маслов А., Махов С., Миллер К., Миллер Р., Минина Е., Митавский Б., Михайлов В., Моисеенков В., Мусалин Е., Нечепурук А., Никитина Л., Новиков Т., Петроченков Ю., Россин С., Сабина Ж., Садиков А., Сергеев С., Сиренко В., Сотников И., Троицкая Е., Устюгов Г., Федоров Л., Фигурина Е., Шагин Д., Шмуйлович О., Юхвец Г.
В марте 1981 года при Межсоюзном Доме самодеятельного творчества открывается рок-клуб. Евгений Юфит снимает свои первые параллельные фильмы и формулирует некрореалистические доктрины, вокруг которых сплачиваются творческие маргиналы, в том числе и Андрей Панов. На поведенческие и сценические особенности серьезнейшее внимание оказал именно этот круг деятелей. Комсомольская пресса незамедлительно обозначает это явление как проявление советского панка. Тимур Новиков формулирует «Ноль концепцию» в творчестве, вокруг которой образуется «ноль группа». На ярославском фестивале «Джаз на Волге» начинает свою экспериментальную джазовую деятельность Сергей Курехин, активно сотрудничая с Тарасовым, Чекасиным, Пономаревым и музыкантами группы «Аквариум». Издается журнал «Рокси». 6 июня 1981 года произошло историческое событие, известное как «Фестиваль рок-музыки на приз САИ (Свердловского архитектурного института)», на базе которого в дальнейшем сложился Свердловский рок-клуб.
Далее, начиная с этого периода, творческие круги дифференцируются по занятиям, хотя все еще пребывают вместе.
|